Главная

Наша Федерация

Новости

Статьи

Ссылки

Как с нами связаться

Ассоциация Джиу-Джитсу Украины

Настоящий бой

Вопрос: Снова и снова я слышу истории о том, как уличный боец побил мастера боевых искусств. Меня это смущает. Почему так получается? Почему человек, изучающий боевое искусство, не взял верх. Может все эти боевые искусства - блеф? Кто-нибудь слышал, как любитель боевых искусств победил уличного бойца?

ironmongoose. (14 мая 2004).

Существует множество причин. Если честно, ни одна из них не удивит человека, серьезно интересующегося данной темой. В общем, тренировки в клубах боевых искусств не приспособлены для обучения бою. В том виде, как они практикуются в Северной Америке, боевые искусства не нацелены на бой, и успехи на тренировках не означают успеха в бою.

  1. Почти никто не знает, "как узнать какую именно технику выполнить?". Ученик знает много техник, но не умеет правильно выбрать технику и выполнить ее правильно в нужный момент. Так что в условиях боя он застывает.
  2. Тренировка нацелена на высшие достижения, а не на "улучшение результата". Ученики нацелены на призы, победы, позирование на фоне спортивных трофеев. Хорошая подготовка к турнирам, но не к бою.
  3. Боец должен иметь опыт боев, но часто ученики не дрались со времени учебы в школе (спарринги не считаются).
  4. Многие не тренируются с оружием и против оружия.
  5. Многие не представляют себе динамику настоящего конфликта, не понимают значение вербальной тактики, вторжения, тактики" удара для сосунка", отвлечения и противодействия подобным приемам. Часто все представления сводятся подобию спарринга или к техникам джиу-джитсу типа болевого замка.
  6. Мозг. Наш мозг состоит из трех частей: "Мозг рептилий" - мозговой ствол, управляющий дыханием, пищеварением, сексуальными рефлексами и т.д.; "Мозг леопарда" - лимбическая система, эмоции, боевые рефлексы; Большие полушария головного мозга ответственные за мысли, стандартные рефлексы, обычное обучение. Объединяет эти части мозга ретикулярная активационная система, которая одновременно работает как переключатель.

НАПАДЕНИЕ. Для среднего законопослушного человека нападение - всегда вызывает шок, "чертовски неприятный момент". Я называю здесь нападением покушение на ваше здоровье, а не соревнование: какой-то тип с топором влез в окно вашей спальни, или в момент, когда вы открываете дверь в машину грабитель толкает вас и требует отдать бумажник, или снять штаны. В таких ситуациях ретикулярная активационная система передает управление лимбической системе, отбирая его у больших полушарий .

ПРОБЛЕМА. Мы обучаемся с помощью коры головного мозга, но она не участвует в реакции на критическую ситуацию. На первый план выходит лимбическая система. Происходит выброс адреналина и возникает весь набор неприятных ощущений, мы теряем контроль над точными тонкими движениями. Некоторые люди даже диссоциируются от ситуации и потом утверждают, что "как будто смотрели фильм". У нас есть на такой случай набор инстинктивных реакций - драться, убегать, подчиниться, принимать угрожающую позу, застыть. Есть также набор инстинктивных движений, приспособленных для выживания, когда внешний стимул возникает слишком быстро. Эти жесты обычно называются уклоны "соревнуются" и "соединяются" с приобретенными навыками, например, с техникой боевых искусств.

РЕШЕНИЕ SPEAR(Spontaneous Protection Enabling Accelerated Responce) - Естественная Защитная ускоренная реакция.(Игра слов слово "spear" означает "копье"). Эта система учитывает все сказанное выше в своих методах тренировки и тактике. Она превращает инстинктивные жесты в нечто функциональное и боевое, оптимизирует эффективность действий в ситуации самозащиты. Хотя объяснение может показаться вам слишком сложным, сама система проста и может быть быстро изучена и соединена с уже существующими навыками. Один простой пример: Когда вы уклоняетесь, ваша рука непроизвольно поднимается вверх, чтобы защитить голову. Тем самым вы уже принимаете исходное положение для ударов ладонью, локтем, предплечьем, и т.д. Подход в SPEAR многосторонний. Вы не говорите: " Если он в правосторонней стойке, и он бьет левой рукой и линия удара пересекает центральную линию, тогда надо делать так:... Мы не можем так проанализировать ситуацию с помощью лимбической системы. Вы можете найти подробное исследование на эту тему в книгах и фильмах Tony Blauer.

Народ, если что-то не работает, перестаньте это делать, измените содержание своих тренировок. Посмотрите на старших учеников, которые изучают то же, что и вы, но на несколько лет дольше. Не остались ли они дилетантами в уличных схватках? Не передвигаются ли они до сих пор "как дверь" только чуть быстрее? Может они до сих пор не умеют обезоружить нападающего с ножом? А как насчет нескольких нападающих? Если вы изучаете то же что и они, почему вы должны ожидать других результатов? Многие мои знакомые и партнеры по тренировкам успешно защищают себя в барах, клубах, на улице, некоторые работают вышибалами. Мне известен один яркий случай, когда один из учеников школы вин-чун обезвредил хулигана с ножом. Нападение окончилось тем, что хулиган порезал сам себя, а ученик связал его и оказал первую помощь. Эта история обошла в свое время американские газеты, которые заодно перемыли кости всем школам боевых искусств. Кажется, это случилось три или четыре года назад. Любая система, серьезно обучающая самозащите, имеет в своей летописи несколько подобных случаев успешного применения навыков, изученных в школе: женщина, которая завалила серийного убийцу (или насильника) классической комбинацией (система Blauer), прямые удары, которые очистили путь длиной в два квартала и спасли жизнь (Джет Кун-До). Если за десять лет в школе боевых искусств не накопилось хотя бы несколько таких эпизодов, это повод задуматься.

Я считаю, что все боевые искусства развились из способов самозащиты - это просто предположение, основанное на здравом смысле. Многие системы исполняли также социальные функции, являясь предметами культурной и художественной гордости, развлечения класса воинов. Таким примером может служить превращение системы дзюдо в - до. Далее, когда системы передаются от одной культуры к другой, происходит утеря одних частей, тщательная разработка других, иногда с целью скрыть или замаскировать и "растворить" настоящую систему. Причем это случается ненамеренно.

Правда в том, что в Северной Америке (статистически) большинство людей, называющих себя мастерами боевых искусств плохо подготовлены к настоящим схваткам. Иногда причина в техниках, которые изучаются, но чаще в способе тренировки. Существует тенденция к мертвому заучиванию определенных комбинаций в ущерб вариативности и выработки правильной реакции на действия противника. Видимо, где-то в глубине души люди полагают, что изучение движений, которые используют хорошие бойцы для победы в схватках, гарантирует повторение их успеха. Это не так. Знание и навыки не могут передаваться подобно веществу от человека к человеку. Чтобы один человек получил знание и умение от другого, оба они должны повторить процесс, который позволил появиться этим умениям. Нельзя уподобляться ходячей энциклопедии техник без умения выбрать правильный момент для их применения. Такой мастер в критический момент застывает, не зная, какое движение выполнить.

Что же значит "знать" или "уметь"? Этот вопрос исследований когнитивной психологии вот уже на протяжении последних 100 лет. Мы знаем, что набор навыков, необходимых для успеха в реальной ситуации отличается от энциклопедии знаний, которые считаются признаком успеха в боевых искусствах. Необходимы процедурные, а не декларативные знания, подсознательные, а не сознательные. Подготовка спортсменов к соревнованиям или обучение персонала спасательных служб может быть лучшей моделью. Имеет значение не только набор умений. Изучать надо принятие решений и правильные реакции. Симуляция, симуляция и еще раз симуляция. Иногда с избытком насилия и хаоса, с подходящим защитным снаряжением, сценарии составляются на основе изучения событий, аналогичных событиям, с которыми могут столкнуться ученики. Я не верю, что большинство школ боевых искусств хорошо готовят людей к уличному противостоянию. Но практикующие любую систему могут применить соответствующую методику и изучить содержательную часть их искусства так, чтобы хорошо подготовиться к бою. Хочется верить, что это именно так, но может и нет. Частью боевого искусства является не только техники, но и система тренировок. Так что, возможно способ тренировки, который я описал, может разрушить основы некоторых систем.

Далее, боевые искусства в том виде, в каком они пришли к нам из глубины веков или из других стран не включают в себя контекст физического столкновения. Но контекст вещи изменяет саму вещь. Способы уклонения от схватки, словесная перепалка, ответ на нападение из засады подготовка упреждающей атаки, адаптация к окружению и наличию союзников или нескольких противников, моральные и юридические аспекты - все это имеет при самозащите такую же (если не больше) значимость, как и собственно бой.

"Вы не можете изучить меньше".

"Хорошая информация не вытесняет хорошую информацию, она замещает собой только мусор"

"Ваша способность защитить себя зависит не от стиля, а от вас"

Для меня вопрос, какое боевое искусство больше подходит для боя, не имеет смысла. Школа боевых искусств - это просто возможность научиться, это процесс, когда вы осваиваете определенные техники (полезные или не очень). И, когда какой-то тип вцепится одной рукой вам в глаза, а другой рукой семнадцать раз ударит вам в живот, пока вы стараетесь оторвать его руку от лица, то проигрывает не "каратэ" - проигрываете вы: - этот человек надирает вам зад. Бразильское джиу-джитсу, например как стиль, не может победить другое боевое искусство. Но братья Грасье в свое время подмели мат сколькими соперниками, и продолжают это и сейчас.

Я могу говорить на эту тему часами. Присылайте более конкретные вопросы, если вам интересно, и я с удовольствием отвечу.

Mr.E. (14 мая 2004)

Имеет значение не стиль, а уровень владения стилем... Стиль не побеждает и не проигрывает. Победа или поражение зависит от мастерства конкретного человека.

Я слышал о разных исходах. Иногда специально тренированный боец быстро побеждает, если его умение и способности больше. Иногда уличный боец быстрее, сильнее и имеет в запасе несколько трюков и знает несколько приемов, тогда побеждает он. Иногда уровень обоих соперников приблизительно одинаков, тогда предсказать, кто победит, трудно, и победа дается с трудом. По настоящему великие мастера очень редко терпят поражение, хотя уровень их тренированности далек от супермена, у них те же уязвимые места, как и у любого человека. Но мастер боевых искусств достаточно великодушен, чтобы щадить соперника и негодяй получает преимущество, имея установку "можно делать все". А еще очень многие спортсмены не изучают настоящий (армейский, боевой) стиль, а тренируются для товарищеских схваток за медали и очки. Такой спортсмен очень просто проигрывает уличному бойцу, который имеет опыт и которого не раз били в сражениях без правил, границ и судей. Когда призом для победителя является отсутствие его имени в списке пациентов скорой медицинской помощи.

Fastimpact. (15 мая 2004)

Истина в том, что большая часть "бойцов" никогда не была в реальном бою. Они не представляют, как отвечать на действия различных противников. Спортивный раздел каратэ - яркий тому пример: спортсмены чаще всего имеют дело с противниками, изучающими тот же стиль, и примерно равными по уровню. Но на улице такая привычка влияет на реакцию и, в конечном счете, на выживание.

Боевое искусство - всего лишь инструмент, не гарантирующий победы. Если вы не будете им пользоваться, то не научитесь его применять. Многие думают, что получение черного пояса гарантирует победу в бою, но это не так.

Дао Цу рассказывал о своих наблюдениях за схватками, и, упоминая о хорошо обученных бойцах, которые проиграли только потому, что хотя и знали слишком много, но не могли правильно применить свои знания. Так я продолжаю отвечать, что быть бойцом и изучать боевое искусство - это разные вещи. Некоторые люди просто умеют и даже любят драться, а некоторых страх парализует. Быть бойцом, по моему, это естественная способность, а боевое искусство - вещь, которую можно изучить. Комбинация этих двух умений и рождает умелого бойца, который имеет шансы на победу. По моему мнению, в схватке бойца и человека, знающего приемы всегда побеждает боец, но боец, изучавший боевое искусство, победит в 9 случаях из 10.

Чак.

После отправки ответа я подумал, что могу добавить еще кое-что: Уличный боец - это человек, который дерется на улице. У него особый склад ума, он привык к тому, что в бою нет правил и условностей. Тычки в глаза, применение оружия, захваты за половые органы, удары по любой части тела, больше одного противника, и т.д.

R.McLain. (15 мая 2004)

Привет. Я уверен, что такое случалось не раз и не с одним учеником школы боевых искусств.

Сегодня направление и цель тренировок в Америке отличается от других стран и времен. Сегодня люди тренируются несколько часов в неделю, и обычно не встречаются с опасностью и ежедневными схватками за жизнь с панками, хулиганами, солдатами и т.д. Так что американские энтузиасты боевых искусств "мягче", чем люди прошлого и обычно не достигают уровня, который позволяет выжить в уличной схватке. Это вопрос как физической, так и духовной подготовки. То, что написал IM - хороший способ подготовиться к схваткам на улице. Большинство школ боевых искусств не включают такие упражнения в свои тренировки, а больше фокусируются на технике. Именно поэтому чаще всего выброс адреналина сковывает действия учеников. Мой учитель вырос в послевоенной Корее, когда помнили о второй мировой и корейской войнах. Он рассказывал, как изучал Кунг-фу, чтобы выжить. Он говорил: - "Мне казалось, что банды и связанные с ними заботы встречаются на каждом углу, даже если я старался идти по другой дороге, меня все же находили". Он также упоминал о полицейских, которые избивали всех драчунов подряд, "чтобы знали как беспокоить полицию". Так что возможно тренировки в Америке отодвинулись от боевого окружения. Теперь люди тренируются для спорта и соревнований. Выгода от участия в соревнованиях переместила акценты обучения в сторону спортивной техники. Только я не понял, кого вы называете словом "уличный боец"?

С уважением
R.McLain.

cqcmarineinstructor. (15 мая 2004) Привет! Как говорит мой опыт и мои наблюдения, такое случается, если ученик пытается выполнить технику, которую не отработал, или если считает, что владение приемами автоматически дает победу в уличном бою, или что боевые искусства совсем не подходят для самозащиты. Я знаю человека, который побывал в десятках столкновений с одним или несколькими противниками, вооруженными и безоружными. Он, конечно, тоже получил повреждения, но легкие - не сравнить с состоянием его противников. По моему его пример доказывает пользу боевого искусства. Надеюсь, что помог вам.
Удачи.

warixi.(16 мая 2004). Это случается потому, что спортсмен начинает бой, полагая, что победит, ведь он уже выиграл соревнования. Но многие спортсмены никогда не были в ситуации боя за жизнь, а схватки в спортзале полны правил и проходят под надзором судей. Уличный боец использует каждую вещь из своего окружения и обучен драться без правил. А спортсмен слишком гордится своей техникой и слишком уверен в своей победе. Боевое искусство - просто способ успокоиться. Другая вещь: начиная бой, нельзя думать о победе или поражении, следует просто войти в поток. Если вы идете, чтобы победить, вы проиграли, потому что не подготовлены к неожиданностям. Если вы начинаете думать о поражении, то вы уже проиграли, потому что мысли определяют поступки. Так что перетекайте...как вода.

Украинский портАл