Главная

Наша Федерация

Новости

Статьи

Ссылки

Как с нами связаться

Ассоциация Джиу-Джитсу Украины

Тайцзицюань

Я всегда открыто отстаиваю точку зрения, что т.н. "внутренние" китайские боевые искусства: тайцзицюань, багуачжан являются одними из самых опасных стилей, когда - либо изобретенных человеком. Совместно с практикой цигун эти искусства представляют собой вершину боевых искусств, методик оздоровления и лечения. Но, посмотрев вокруг на то, как представляют себе люди эти искусства, я удивляюсь обилию иллюзий. Например, тайцзицюань считается величайшей китайской системой бокса. Под влиянием этого мнения люди играют в детские игры: надевают древние одежды, которые уже давно никто не носит, стараются показать, как хорошо они владеют искусством тайцзи и насколько они лучше, чем все остальные. Они собираются на семинары и соревнования, чтобы показать свои достижения, пишут одинаковые статьи в журналах об использовании их искусства. Обязательное условие успеха их деятельности - предельно серьезное выражение лица, и совершенно серьезное отношение к себе и своим занятиям. Однако чаще всего их активность не связана с пониманием истинной сути внутренних боевых искусств.

Уровень внутренних боевых искусств очень высок - намного выше, чем уровень большинства инструкторов и популяризаторов. Настоящие мастера не выглядят как серьезные спортсмены. Они просто обычные люди, хорошо владеющие своим искусством, внимательные к другим, скромные и т.д.

Дим - мак - одно из таких внутренних боевых искусств, почти исчезнувшее, но всегда присутствующие слабой тенью за каждой формой тайцзицюань. Войдя в современную западную культуру, искусство тайцзицюань превратилось в разновидность мордобоя. Только некоторые инструкторы стараются возродить и поддержать истинную сущность этого искусства. Теперь, в конце 20-го столетия, тайцзицюань, благодаря усилиям этой кучки учителей, постепенно возрождается первый раз в новейшей истории, превращаясь в великий боевой стиль, искусство самозащиты и оздоровления. Большинство людей знакомы только с одной стороной тайцзицюань - методом оздоровления. Это медленные движения, известные по книгам и фильмам. Намного меньшее количество людей видело действительно боевое применение, и еще меньшее количество имеют понятие о медицинской стороне системы.

Все великие боевые искусства содержат в себе эти три области: первая область - самооздоровление, вторая часть - боевые приложения, третья - медицинские знания.

Чтобы практиковать боевое искусство, надо быть здоровым. В оздоровительной части мы практикуем формы и "толкающие руки". Формы бывают медленные, средней скорости исполнения и взрывные. Есть также формы для парного исполнения, которые предназначены для самооздоровления. На высшем уровне оригинальный стиль Янг тайцзицюань, основанный Янг Лученом и называемый "чаоцюань" или свободное боксирование, превращается во взрывные движения, когда боец двигается, как мягкая игрушка, использует встряхивания фа-цзин во всех движениях. Позже, когда старший сын основателя стал главой школы, он изменил формы, оставив только медленные движения. Чтобы обрести здоровье в движении, мы должны двигаться иногда медленно и грациозно, иногда - мощно взрываться. Это дает нам полный набор движений, основанный на теории инь и ян.

Вторая область тайцзицюань - боевые приложения. Не такие, которые показывают большинство инструкторов тайцзицюань, когда мы блокируем и уклоняемся от атаки, а потом контратакуем, а другие - с использованием дим-мак - ударов по уязвимым точкам. Однако имеет значение не только факт попадания в уязвимую точку, важен также способ удара по этой точке и взрывной метод, который мы используем для атаки нападающего, прежде чем он сумеет среагировать на наше движение. В этой области не существует формальных упражнений, хотя формы из оздоровительного раздела важны для выработки скорости и координации. В самозащите мы практикуем "метод тренировки". Он дает нам способность реагировать на уровне рефлексов и атаковать атакующего, а не обороняться. В описаниях тактики существует множество ошибочных переводов с китайского языка, которые кочуют из текста в текст на протяжении многих лет. Из-за этих погрешностей мы не понимаем истинное значение классических текстов, многие высказывания старых мастеров, сохраненные в письменном виде, чтобы помочь нам лучше понять тайцзицюань. Например, классическое высказывание "если он движется вверх, вы двигаетесь вверх; если он движется вниз, вы двигаетесь вниз; если он движется вперед, вы движетесь назад". Две последние части этой фразы были переведены неверно. Первые два утверждения внушают нам, что мы должны делать точно те же, что и противник. И это правильно. Однако перевод последних двух советов утверждает, что мы должны делать вещи противоположные действиям противника - неверная мысль. Вторую половину цитаты следует читать так: "Если он двигается вперед, вы двигаетесь вперед, если он двигается назад, вы двигаетесь назад". В самом деле, если противник двигается вперед, он ожидает вашего отступления. Но, если вы идете вперед, действуя вопреки его ожиданиям, вы имеете преимущество. И если он отступает, вы не преследуете его и не попадаете под его атаку. Наоборот, вы удаляетесь от него, он вынужден вас преследовать, рискуя получить удар. В противном случае вы разойдетесь в разные стороны без малейшего вреда для вас обоих.

Другое ошибочное понимание относится к фразе "двигайтесь, как великая река", описывающий способ, которым вы должны практиковать тайцзицюань. Большинство жителей равнин воспринимают "великую реку" как нечто спокойное и мягкое. Но Китайская "великая река" - это Желтая река, которая в некоторых местах несудоходна из-за бурного течения, а в некоторых местах спокойная и широкая. Так что мы должны выполнять движения тайцзи, уподобляясь "великой реке", иногда спокойной и медленной, иногда быстрой, бурной и опасной. Выполняемые в описанном стиле движения тайцзицюань совершенно не похожи не свое современное название - "бокс великого предела". Скорее это напоминает разновидность оздоровительного танца и мистического опыта, который никак нельзя назвать "предельный бокс".

Третья область изучения во внутренних боевых искусствах - медицинская. Я считаю эту область высшим уровнем искусства. Когда я говорю "медицина", я имею в виду, что ученик тайцзицюань может на самом деле использовать позиции другого человека, чтобы излечить какие-либо нарушения здоровья. Не просто располагать руки и ноги другого человека, а действительно делать нечто большее. Это умение требует для освоения много лет и еще чуть-чуть. Однако, все, что надо знать - это применение дим-мак в самообороне, чтобы использовать тайцзицюань таким образом. Именно поэтому, оздоровление никогда не отделяется от боевых приложений. Чтобы знать, как использовать тайцзицюань для оздоровления других людей, мы просто должны знать его боевое приложение по двум причинам. Первая причина - выполнение тайцзи на высшем уровне, таком как дим-мак, мы развиваем внутреннюю энергию, которая соединяет нас с землей с помощью "энергетических корней". Эти корни потом направляют "энергию земли" в наше тело, а потом - в тело другого человека, которого мы пробуем излечить. Умение направлять ци приходит через изучение тайцзицюань на высшем уровне в боевом применении.

Вторая причина необходимости хорошего знания боевого искусства - это применение дим-мак. Например, возьмем одну из последовательностей: нижний повреждающий блок вправо, воздействующий на каналы легких и сердца, опустошая энергию тела противника. Потом мы продолжаем забирать энергию ци из каналов легких и сердца, защемив запястье противника своей правой рукой нажатием на точки Н5 и 2 и 8. После мы бьем левой рукой по "точке ума" на боковой стороне челюсти, используя "обратный кулак", тем самым лишая противника сознания. Причиной потери сознания является прекращение передачи сигналов от центральной нервной системы к мозгу. Чтобы усугубить ущерб, левая рука атакует точку CV22, вызывая смерть. Для того чтобы использовать описанный выше метод для медицинских целей, все, что надо сделать, это повторить те же действия с меньшей интенсивностью - на уровне лечебного воздействия. Тогда мы не убьем пациента, а излечим его. Таким образом можно исправить недостаток энергии, апатию и т.д. Также излечиваются эмоциональные проблемы, порожденные детскими психическими травмами (сексуальное домогательство, насилие и т.д.). Я сейчас пишу книгу о медицинских приложениях тайцзицюань, в которой будут описаны все способы использования техник тайцзицюань для лечения. Метод оздоровления содержит легкие удары по каналам легких и сердца. Кроме ударов используются также легкие сжатия.

Медицинские приложения - это высший уровень боевого искусства, но большинство систем сегодня оставляют его без внимания. Мне кажется, я единственный на западе кто изучает, применяет и документирует методы лечения для будущих поколений. Я не знаю ни одного современного стиля (включая все стили каратэ), который бы имел медицинский раздел. Китайские же мастера не обучают этому иностранцев, приехавших из-за границы, чтобы немного поучиться и потом изобрести нечто свое. Причина в том, что ученики не проводят в школе достаточно много времени, чтобы понять медицинские аспекты и научиться их использовать. Их уровень владения ци недостаточен. Другая причина - нежелание китайских мастеров делиться сокровенными знаниями. Так почему же, спросите вы, человек западной культуры, живущий в Австралии, имеет эту информацию. Я учился у одних из самых лучших китайских мастеров, я умолял их, покупал, подсматривал. Я добивался расположения мастеров таких, как мой главный учитель, Чанг-Ю Чун, который является одним из трех учеников великого Янг Шу-хоу, сына Янг Кинг-хоу, который, в свою очередь, приходится сыном Янг Лу-чана. Совершенно недавно, в мае 1995 года, я получил приглашение изучать стиль Удань-шень - методы разрушения ци. Он включает девять коротких форм, которые, как утверждается, были изобретены самим Чанг Сан Феном. На то, чтобы получить приглашение, я потратил девять лет переписки. Уговоров и т.д., начиная с моей последней поездки в Китай. И вот, наконец, свершилось: я получил приглашение изучать эти формы в боевом и оздоровительном применениях. Я действительно выдержал трудный путь борьбы за право учиться у мастера Лиан Шин-кана. Прошлый раз (в 1985 году) я стал первым европейцем, получившим в Китае звание мастера. Человек, который создал тайцзицюань, или, вернее, предка тайцзицюань (само название появилось только в 19 веке) был великим мастером боевых искусств в истинном смысле этого слова. Чанг Сан-фен был также великолепным целителем, хорошо знавшим акупунктуру. Именно он скомбинировал два своих умения, чтобы изобрести искусство ударов по точкам дим-мак, которое позже стало известным как Хао цюань или "свободный бокс". Много лет спустя это название сменилось известным нам словом "тайцзицюань". Совместно с мастерами иглоукалывания я соединил мое знание дим-мак с их знанием методов иглоукалывания и традиционной китайской медицины. Так что я думаю, что заново открыл творение Чанг Сан-фена. Вы не можете отделить методы лечения от боевого искусства, а, сделав это, вы получите малую часть великого искусства. Многие школы боевых искусств на протяжении многих лет развивали только методы убийства - дим-мак и тем самым уменьшали ценность стилей. К сожалению, этот подход живет и сейчас, поддерживая жизнь эффектных техник и оставляя за бортом оздоровительные и медицинские стороны искусства.

Erle Montaigue

Украинский портАл